В ХХ веке
мир стать
чуть меньше.
И музыку
одной
деревни
стали чаще
слышать в
другой.
Слышна стала
даже музыка
из самых
дальних
селений, на
другом конце
земли...
В уходящем
столетии
мода на
народные
музыки не
раз
прокатывалась
по шарику.
Танго,
босса-нова и
даже казачок
- вдруг
словно весь
мир начинал
танцевать
под них,
далеко от
тех мест,
где их
придумали в
народе. Но
это была
лишь
короткая
мода. С
блюзом
случилось не
так. Музыка
подвального
этажа
американского
общества
обладала
жизнестойкостью
репейника. И
такой же
способностью
к случайным
дальним
путешествиям.
Блюз,
приходя
зачастую как
мода,
оставался
как
мировоззрение
- не только
особый
музыкальный
лад, но и
свой взгляд
на любовь и
нелюбовь, на
труд, на
отдых, на
радость и
горе, на
жизнь во
всем ее
многообразии.
И, наверное,
это
объясняется
тем, что
музыкальная
суть блюза
составлена
из
заимствований
из множества
культур
народов
мира.
Поэтому он
везде
отчасти
"чужой", а
отчасти -
"свой". И
русские
"страдания"
тоже что-то
подарили
блюзу.
Первый
блюзовый
бум, первый
широкий
успех у
публики
относится к
середине и
второй
половине
20-х годов.
В России
этот "бум"
был
незаметен.
Эта музыка
пришла сюда
как грустная
пьеса в
репертуаре
танцевальных
блюзовых
оркестров. И
долго
несправедливо
оставалась
маленьким
подразделом
джаза...
Несмотря на
статейку в
Советской
энциклопедии
(1950 г.):
"Блюз (англ.
уныние) -
лирическая
песня
американских
негров в
медленном
темпе с
обильными
синкопами,
(смещениями
ритмических
ударений).
Счет на 4 -
4, 2 - 4.
Форма Б. и
некоторые
его
ритмические,
гармонические
и
интонационные
особенности
использованы
в искаженном
виде в
американской
джазовой
музыке, где
Б. превращен
в
песенно-танцевальный
жанр
упадочно-сентиментального
характера
(медленный
фокстрот)"...
Несмотря на
успешные
гастроли
американского
певца Пола
Робсона,
видного
борца за
мир,
исполнявшего
блюзы
оперным
баритоном и
при каждом
поводе и
вовсе без
повода
утверждавшего,
что блюз -
это великая
культура его
народа...
Но вскоре в
СССР начал
проникать
вирус
рок-н-ролла.
В своей
основе это
был тот же
блюз, только
без джазовых
изысков и
без оглядок
на
"упадническо-сентиментальный
характер". И
так же, как
блюз был
первым
пособием для
отечественных
джазовых
музыкантов,
наши первые
рок-н-ролльщики
джэмовали
"блюз в
ля-мажоре".
И снова
история
повторялась.
Только
теперь блюз
казался
неотделимым
от
рок-музыки.
Вот одно из
странных
свойств
блюза. Он
родился
"этнической"
музыкой
беднейшего и
лишенного
всяких прав
населения
южных штатов
Америки на
исходе ХIХ
века. Те,
кому эта
музыка было
родной,
жили, словно
в ином мире.
Здесь были
свои законы,
своя
экономика и
свои
развлечения.
От большой
эстрады блюз
отделяла,
казалось бы,
непреодолимая
социальная
стена. Но он
пробил ее и
вышел к
большому
миру,
сначала -
через
посредников,
через
музыкальные
жанры,
обязанные
ему своим
рождением.
Первым из
потомков
блюза,
покоривших
мир, был
джаз. Потом
пришли
рок-н-ролл и
рок-музыка.
И любопытно
то, что
всегда среди
поклонников
этих жанров
всегда
находились
те, кого
тянуло к их
истокам.
И в Англии,
и на его
родине, в
самой
Америке,
широкая
публика
открыла для
себя блюз
через
посредников
- через джаз
и
рок-музыку.
Для периода
60-х трудно
переоценить
заслуги
"Роллинг
Стоунз",
"Энималз",
"Ярдбердз",
а затем и
"Лед
Зеппелин" в
деле
пропаганды
блюза. И при
том,
насколько
извращенным
путем
развивался
рок в СССР,
здесь
повторилось
все то же.
Юные
гитаристы
60-х,
вооруженные
усилителями-радиоприемниками
и
электрогитарами
со струнами
"толщиной с
мизинец"
(как
вспоминает
участник
"Удачного
приобретения"
А. Микоян),
слушали
первые блюзы
в исполнении
"Роллинг
Стоунз" и
других
блюз-роковых
британцев.
Чаще всего
вообще не
были знакомы
с записями
подлинных
блюзменов,
основателеь
жанра.
Поэтому даже
удивительно,
что в России
появились
свои
исполнители
блюза. Но
видимо,
вирус его
настолько
силен, что
блюз можно
подхватить и
опосредованно.
Правда,
унаследован
и рок-подход
к исполнению
- неизбывная
беда
российских
блюзменов!
Но все-таки
из
рок-музыки
всегда
кто-то
уходил
искать
чистый блюз.
Следующий
всемирный
бум пришелся
на канун
90-х. На
этот раз и в
России его
было кому
встретить.
Блюз играли
ветераны,
вроде
"Удачного
приобретения",
и новые
группы,
быстро
набиравшие
силу, вроде
"Лиги Блюза"
и
"Кроссроудз".
Да и вообще,
слава Горби,
времена
изменились.
Фирма
"Мелодия"
вдруг
выпустила
альбомы
Мадди
Уотерса,
Хаулин Вулфа
и других
дедов блюза
с
аннотациями
музыковеда
Д. Ухова. Со
снятием
запрета на
англоязычную
музыку в
эфире
появились и
блюзовые
радиопрограммы
(и, кстати,
первой была
"Весь этот
блюз" на
Первом
Всесоюзном
канале). В
Москве и
Ленинграде в
крупнейших
институтских
залах с
успехом
проходили
фестивали
блюза и
рок-н-ролла
("в одном
флаконе"!).
А когда в
январе
1992-го в
большом
московском
концертном
зале
"Измайлово"
собрал
аншлаг
трехдневный
фестиваль
"Блюз в
России",
стало
окончательно
ясно, что
блюз в
России
существует
как широкое
и
разнообразное
движение, в
котором
работает
множество
музыкантов и
которое
поддерживает
слушатель.
Не все
из радужных
надежд
сбылось...
За
ушедшее
десятилетие
открывались
и
закрывались
блюзовые
клубы,
возникали и
исчезали
блюз-бэнды.
Некоторые из
потерь были
закономерными,
другие -
тяжелыми и
обидными. Но
если
сформулировать
совсем
коротко,
именно в
90-х
возникло и
окрепло наше
блюзовое
сообщество,
объединяющее
достаточно
широкий круг
почитателей
этой музыки
и
музыкантов,
исповедующих
достаточно
широкий
выбор
блюзовых
стилей.
Подытоживая
дела
отечественного
блюза 90-х в
альбоме "Я
не увижу
Миссисипи",
убеждаешься,
что есть,
чем
гордиться.
Чем
именно? Да
вот чем:
И в Англии,
и на его
родине, в
самой
Америке,
широкая
публика
открыла для
себя блюз
через
посредников
- через джаз
и
рок-музыку.
Для периода
60-х трудно
переоценить
заслуги
"Роллинг
Стоунз",
"Энималз",
"Ярдбердз",
а затем и
"Лед
Зеппелин" в
деле
пропаганды
блюза. И при
том,
насколько
извращенным
путем
развивался
рок в СССР,
здесь
повторилось
все то же.
Юные
гитаристы
60-х,
вооруженные
усилителями-радиоприемниками
и
электрогитарами
со струнами
"толщиной с
мизинец"
(как
вспоминает
участник
"Удачного
приобретения"
А. Микоян),
слушали
первые блюзы
в исполнении
"Роллинг
Стоунз" и
других
блюз-роковых
британцев.
Чаще всего
вообще не
были знакомы
с записями
подлинных
блюзменов,
основателеь
жанра.
Поэтому даже
удивительно,
что в России
появились
свои
исполнители
блюза. Но
видимо,
вирус его
настолько
силен, что
блюз можно
подхватить и
опосредованно.
Правда,
унаследован
и рок-подход
к исполнению
- неизбывная
беда
российских
блюзменов!
Но все-таки
из
рок-музыки
всегда
кто-то
уходил
искать
чистый блюз.
Следующий
всемирный
бум пришелся
на канун
90-х. На
этот раз и в
России его
было кому
встретить.
Блюз играли
ветераны,
вроде
"Удачного
приобретения",
и новые
группы,
быстро
набиравшие
силу, вроде
"Лиги Блюза"
и
"Кроссроудз".
Да и вообще,
слава Горби,
времена
изменились.
Фирма
"Мелодия"
вдруг
выпустила
альбомы
Мадди
Уотерса,
Хаулин Вулфа
и других
дедов блюза
с
аннотациями
музыковеда
Д. Ухова. Со
снятием
запрета на
англоязычную
музыку в
эфире
появились и
блюзовые
радиопрограммы
(и, кстати,
первой была
"Весь этот
блюз" на
Первом
Всесоюзном
канале). В
Москве и
Ленинграде в
крупнейших
институтских
залах с
успехом
проходили
фестивали
блюза и
рок-н-ролла
("в одном
флаконе"!).
А когда в
январе
1992-го в
большом
московском
концертном
зале
"Измайлово"
собрал
аншлаг
трехдневный
фестиваль
"Блюз в
России",
стало
окончательно
ясно, что
блюз в
России
существует
как широкое
и
разнообразное
движение, в
котором
работает
множество
музыкантов и
которое
поддерживает
слушатель.
Не все
из радужных
надежд
сбылось...
За
ушедшее
десятилетие
открывались
и
закрывались
блюзовые
клубы,
возникали и
исчезали
блюз-бэнды.
Некоторые из
потерь были
закономерными,
другие -
тяжелыми и
обидными. Но
если
сформулировать
совсем
коротко,
именно в
90-х
возникло и
окрепло наше
блюзовое
сообщество,
объединяющее
достаточно
широкий круг
почитателей
этой музыки
и
музыкантов,
исповедующих
достаточно
широкий
выбор
блюзовых
стилей.
Подытоживая
дела
отечественного
блюза 90-х в
альбоме "Я
не увижу
Миссисипи",
убеждаешься,
что есть,
чем
гордиться.
Чем
именно? Да
вот чем:
И в Англии,
и на его
родине, в
самой
Америке,
широкая
публика
открыла для
себя блюз
через
посредников
- через джаз
и
рок-музыку.
Для периода
60-х трудно
переоценить
заслуги
"Роллинг
Стоунз",
"Энималз",
"Ярдбердз",
а затем и
"Лед
Зеппелин" в
деле
пропаганды
блюза. И при
том,
насколько
извращенным
путем
развивался
рок в СССР,
здесь
повторилось
все то же.
Юные
гитаристы
60-х,
вооруженные
усилителями-радиоприемниками
и
электрогитарами
со струнами
"толщиной с
мизинец"
(как
вспоминает
участник
"Удачного
приобретения"
А. Микоян),
слушали
первые блюзы
в исполнении
"Роллинг
Стоунз" и
других
блюз-роковых
британцев.
Чаще всего
вообще не
были знакомы
с записями
подлинных
блюзменов,
основателеь
жанра.
Поэтому даже
удивительно,
что в России
появились
свои
исполнители
блюза. Но
видимо,
вирус его
настолько
силен, что
блюз можно
подхватить и
опосредованно.
Правда,
унаследован
и рок-подход
к исполнению
- неизбывная
беда
российских
блюзменов!
Но все-таки
из
рок-музыки
всегда
кто-то
уходил
искать
чистый блюз.
Следующий
всемирный
бум пришелся
на канун
90-х. На
этот раз и в
России его
было кому
встретить.
Блюз играли
ветераны,
вроде
"Удачного
приобретения",
и новые
группы,
быстро
набиравшие
силу, вроде
"Лиги Блюза"
и
"Кроссроудз".
Да и вообще,
слава Горби,
времена
изменились.
Фирма
"Мелодия"
вдруг
выпустила
альбомы
Мадди
Уотерса,
Хаулин Вулфа
и других
дедов блюза
с
аннотациями
музыковеда
Д. Ухова. Со
снятием
запрета на
англоязычную
музыку в
эфире
появились и
блюзовые
радиопрограммы
(и, кстати,
первой была
"Весь этот
блюз" на
Первом
Всесоюзном
канале). В
Москве и
Ленинграде в
крупнейших
институтских
залах с
успехом
проходили
фестивали
блюза и
рок-н-ролла
("в одном
флаконе"!).
А когда в
январе
1992-го в
большом
московском
концертном
зале
"Измайлово"
собрал
аншлаг
трехдневный
фестиваль
"Блюз в
России",
стало
окончательно
ясно, что
блюз в
России
существует
как широкое
и
разнообразное
движение, в
котором
работает
множество
музыкантов и
которое
поддерживает
слушатель.
Не все
из радужных
надежд
сбылось...
За
ушедшее
десятилетие
открывались
и
закрывались
блюзовые
клубы,
возникали и
исчезали
блюз-бэнды.
Некоторые из
потерь были
закономерными,
другие -
тяжелыми и
обидными. Но
если
сформулировать
совсем
коротко,
именно в
90-х
возникло и
окрепло наше
блюзовое
сообщество,
объединяющее
достаточно
широкий круг
почитателей
этой музыки
и
музыкантов,
исповедующих
достаточно
широкий
выбор
блюзовых
стилей.
Подытоживая
дела
отечественного
блюза 90-х в
альбоме "Я
не увижу
Миссисипи",
убеждаешься,
что есть,
чем
гордиться.
Чем
именно? Да
вот чем:
1. ЛИВАН
ЛОМИДЗЕ и
BLUES
COUSINS.
Дуэт под
таким
названием (с
приветом
"Братьям
Блюз)
создали в
1991 году в
Германии два
грузинских
музыканта:
Зазо Кахиани
и Ливан
Ломидзе. В
середине
90-х они
приехали в
Москву, но
первый прием
оказался не
слишком
теплым.
Ливан
Ломидзе
остался один
и начал
кропотливую
работу,
преодолевая
все
трудности,
какие стоят
на пути
новичка.
Группа
превратилась
в трио.
Виртуозность
скоростной
игры
гитариста
скоро
принесла ему
широкую
известность.
На сегодня
BLUES
COUSINS -
одна из
самых
популярных
групп в
московских
клубах. В ее
дискографии
- 3 альбома.
Отснято два
видеоклипа.
Недавно в
репертуаре
команды
появились
блюзы
собственного
сочинения на
русском
языке.
Энергии
Ливана
Ломидзе
можно только
позавидовать!
Он из
солнечной
Грузии, но
его блюз
вполне можно
определить
как
техасский по
стилю. И
выбор песни
"Я устал"
Алберта
Коллинза,
мастера
техасского
блюза, в
исполнении
BLUES
COUSINS
вполне
показателен.
2.
"КРОССРОУДЗ"
не нуждаются
в
представлении
широкой
публике,
группа
заслуженно
широко
известна за
пределами
собственно
блюзового
сообщества.
Основатель
коллектива
Сергей
Воронов
получил
реноме
самого
яркого
блюзового
гитариста в
Москве. И
вполне
подтвердил
это участием
в записи
альбома
Кейта
Ричардаса
("Роллинг
Стоунз") и в
концерте,
посвященном
выходу
фильма
"Братья Блюз
2000",
проходившем
в столице
блюза, в
Чикаго.
Группа
играет
жесткий
ритмичный
рок-блюз,
сочетая в
репертуаре
широко и
малоизвестные
стандарты с
авторскими
песнями. В
настоящее
время
"Кроссроудз"
собирается
выпустить
уже третий
альбом.
Популярность
Сергея
Воронова
основывается
на его
развернутых
драматичных
гитарных
соло. Но,
поскольку
группа уже
широко
известна,
настоящий
сборник
может
представить
ее и в
несколько
нетипичном
для
"Кроссроудз"
звучании.
"Иду и
плачу" - это
песня из
репертуара
Би Би Кинга
в стиле
соул-блюз,
и, исполняя
ее,
признанная
группа со
своим
устоявшимся
стилем
демонстрирует
умение и
возможность
варьировать
звучание,
играть более
мягко, если
того требует
песня. Здесь
нет такого
гитарного
соло, какое
является
главным
исполнительским
козырем
Сергея
Воронова.
Зато манера
гитарных
"откликов"
на каждую
вокальную
строчку -
это особая
школа блюза,
и именно в
этой песне
Воронов
демонстрирует
свое тонкое
знание и
владение
этим
искусством.
3.
Н. АРУТЮНОВ
& MOSCOW
SUPER BLUES
BAND -
название
дано не без
самоиронии,
но с
искренним
поклоном в
сторону
истории
блюза. (В
середине
60-х корифеи
чикагского
электрического
блюза: Мадди
Уотерс,
Хаулин Вулф,
Бо Диддли,
Уилли Диксон
и Литл
Уолтер -
записали два
альбома как
"Чикагский
суперблюз-бэнд".)
Это еще одна
пленка,
специально
извлеченная
из архива и
заново
смикшированная
для альбома
"Я не увижу
Миссисипи".
Кроме того
это - трек
из будущего
альбома, в
котором
Николай
Арутюнов
хотел бы
отдать дань
уважения
чикагскому
блюзу. В
московской
записи
классического
блюзового
стандарта
Уилли
Диксона "Я
хочу быть
любим",
впервые
прзвучавшего
в исполнении
Мади
Уотерса,
участвовали
действительно
только
сливки
московской
блюзовой и
рок-сцены:
вокал -
Николай
Арутюнов
(см. "ЛИГА
БЛЮЗА");
гитара -
Борис Булкин
(см.
STAINLESS
BLUES BAND);
губная
гармоника -
Михаил
Петрович
Соколов (см.
BLUES HAMMER
BAND);
клавишные -
Денис
Мажуков
(бывший в
свое время
самым
молодым
участником
московского
блюз-бэнда
"Старая
гвардия", а
ныне
выступающий
под
собственным
именем,
виртуоз
рокабилли и
рок-н-ролла
а-ля Джерри
Ли Льюис); а
также
известные
представители
рок-сцены
барабанщик
А.
татуновский
и басист Н.
Осташев.
4.
"СЕРЕБРЯНЫЙ
РУБЛЬ" -
группа,
созданная в
1989 году
Аликом
Микояном
(экс.
"Машина
Времени",
"Удачное
приобретение"
и др.) в
"просветительских
целях", то
есть для
исполнения
рок- и
блюзовой
классики.
Однако из
рока в
репертуаре
группы
остались
только песни
"Роллинг
Стоунз",
что, в
общем, не
противоречит
установке на
исполнение
блюза.
Состав
музыкантов
несколько
раз менялся.
Из наиболее
именитых
участников
можно
назвать
барабанщика
Николая
Балакирева и
гитариста
Константина
Никольского
(да-да,
знаменитого
рок-барда).
А на момент
записи песни
"Пропащий
неудачник" в
"... рубле"
играл
гитарист
Михаил
Савкин,
экс-"Лига
блюза", а
ныне
"Кроссроудз".
Мягкая и
обаятельная
манера
звучания
"Серебряного
рубля"
вполне
отражает
характер ее
основателя.
Блюз и
должен идти
от сердца,
но, к
большому
сожалению,
группа
остается на
московской
блюзовой
сцене
трудноуловимым
"летучим
голландцем",
поскольку
Алик Микоян
уделяет ей
внимание
лишь тогда,
когда
отдыхает от
другого
своего
увлечения -
автогонок
(что
постоянным
читателем
"АвтоЗвука"
должно быть
известно).
5. BLUES
HAMMER BAND
буквально за
три года
вышел в
лидеры
московской
блюзовой
сцены. В
основе
успеха -
оригинальное
квазиакустическое
звучание,
тонкий
неожиданный
баланс между
кантри-блюзом
и
свинг-джазом
и виртуозное
владение
инструментами
всех
участников
квартета.
Плюс опыт
лидера,
ветерана
отечественной
рок-музыки
Михаила
Соколова,
известного
народу как
"Петрович".
Он играл и в
"Удачном
приобретении,
и в
Stainless
Blues Band,
и в "Старой
гвардии", и
во "Втором
дыхании" -
на ударных
инструментах.
Сегодня он -
мастер игры
на губной
гармонике,
что
подтверждено
грамотой
"отличника"
(оценка
"Exelent")
на
международном
конкурсе
исполнителей
на губной
гармонике в
г.
Троссингем,
Германия.
Конкурс
проходит под
эгидой фирмы
Hohner,
выпускающей
самые
популярные
модели
блюзовых
гармоник.
туточный
"Парень с
Миссисипи" -
эта самая
простенькая
песня в
репертуаре
группы.
Талант ее
солистов
стоит судить
по
инструментальной
импровизации
"Весь этот
блюз",
завершающей
альбом.
6.
J.A.M. -
команда из
Арзамаса,
существующая
с 1988 года
и давно
заслуживающая
более
широкой
известности.
Исполняя
типичный
"модерн-блюз",
группа
обладает
индивидуальным
динамичным
звучанием.
Блюз
исполняется
исключительно
на
английском
языке. Но
среди
общеизвестных
стандартов
чикагского и
дельта-блюза
J.A.M.
включают в
свою
программу и
собственные
очень
интересные
сочинения,
как,
например,
блюз
лидер-гитариста
и вокалиста
Александра
Морозова
"Мышеловка".
7.
"ДИКИЙ МЕД"
- из
Донецка. В
середине
90-х
казалось,
что группа
просто
обречена на
успех. В ее
исполнении
песни на
русском
языке
сочинения ее
вокалиста и
гитариста
Михаила
Коваля
звучали на
удивление
органично,
во всех
нюансах
соответствуя
эстетике
блюза. К
сожалению, в
последние
годы группа
пребывает в
"полунесуществующем"
состоянии.
Пока ее
лидер
пребывает в
"творческом
отпуске",
музыканты-участники
играют на
московской
сцене как
"Южный
ветер" и
Holiday.
8. BLUES
RHYTHM
SECTION
появилась в
Москве в
1995 году,
ставя своей
целью, в
соответствии
с названием,
аккомпанемент
солистам.
Чем искать
солистов,
легче их
вырастить в
собственных
рядах. И
группа стала
самостоятельной
творческой
единицей,
сохранив
скромное
название.
Участники
ориентировались
на
ритм-энд-блюз
40 - 50-х
годов и
весной 1998
года
блестяще
продемонстрировали
верность
идеалам,
записав в
домашних
условиях и
на домашней
аппаратуре
программу из
сотни
блюзовых
стандартов.
Даже
звучание
этой
монозаписи
стилизовано
под
"запиленные"
пластинки
той эпохи.
Песня "Г-н
терлинг" -
сочинения
гитариста-вокалиста
Александра
Казанкова и,
полностью
следуя
блюзовой
традиции,
написана на
автобиографическом
материале.
Это
воплощенная
в блюз
просьба к
директору
театра, где
тогда
работал
Казанков, не
увольнять
его с поста
ночного
сторожа.
9.
STAINLESS
BLUES BAND,
в
соответствии
со своим
названием,
представляет
"нестареющих
душой
ветеранов"
московской
блюзовой и
рок-сцены, у
которых за
плечами опыт
двух-трех
десятилетий
музицирования:
"Нержавеющий
блюз-бэнд".
"Ни в чем
мне нет
покоя" -
миссисипская
народная
песня,
ставшая
известной в
исполнении
Мадди
Уотерса,
взята из
новейшей
акустической
программы
этой группы.
10.
"ТРИ БЕЛОВА"
-
экспериментальный
проект
Алексей
Белова
("Удачное
приобретение").
Он играет в
привычном
ему формате
гитарного
трио, в
котором двое
других
участников -
тоже Алексеи
Беловы. Один
- его сын.
Другой, не
родственник,
- из
поп-рок-группы
"Парк
Горького".
Альбом "Три
Белова" был
записан как
концерт на
сцене
"Арбат-блюз-клуба".
И в
исполнении
блюза
легендарного
Роберта
Джонсона
"Тянет меня
в дорогу" к
трио
присоединяется
один из
лучших
музыкантов
московского
молодого
поколения
исполнителей
на губной
гармонике -
Михаил
Владимиров
(который
сейчас
играет в
квартете
Green Square
оригинальную
смесь
легкого
джаза и
блюза).
11. KING
BISCUIT,
московская
группа,
названная в
честь
легендарных
радиоконцертов
Санни Боя
Уильямсона.
Команда
сложилась в
1995 г. из
объединения
музыкантов
двух
блюзовых
коллективов:
Cry Baby и
Dans
Ramblers.
Оригинальное
сочетание
свингующих
солирующих
инструментов
и тяжелого
вязкого
ритма
чикагского
блюза сразу
выдвинули
King Biscuit
в число
самых ярких
на
московской
сцене.
Идеологом
группы стал
харпист
Роман
Гегарт,
обладатель
редкостного
по
органичности
чувства
блюзовых
ритма и
фразировки.
Но и другие
участники
были
интересны
каждый
по-своему, и
King Biscuit
являл собой
ансамбль
солистов.
Чикагский
стандарт
Билли Боя
Арнольда
"Хотел бы я,
чтоб ты..."
- одна из
немногих
записей,
оставшихся
от
короткого,
но яркого
периода
деятельности
этой группы.
В настоящий
момент Роман
Гегарт
играет с
Blues Rhithm
Section,
гитарист
Дмитрий
Красивов -
то в
"Серебряном
рубле", то в
Catfish,
вместе с
Михаилом
Мишурисом
(см. BLUES
PASSENGERS),
а вокалист и
басист
Кирилл
Гуцков - в
новом
составе Dans
Ramblers.
12. "BLUES
PASSENGERS"
-
"экспортное"
название
новосибирской
группы
"Новая
ассоциация
блюза". Эта
группа
молодых
музыкантов,
исполняющая
модерн-блюз,
просуществовала
недолго. С
тех пор
певец Михаил
Мишурис
прошел
вокальную
школу в
главном
городе
блюза, в
Чикаго, и в
1999 году
организовал
в Москве
Catfish при
участии
Дмитрия
Красивова
(см. KING
BISCUIT).
13. "БЕЛИНОВ
БЛЮЗ БЭНД" -
группа из
Санкт-Петербурга.
Основана в
1994 году
гитаристом-певцом
Валерием
Белиновым. В
настоящее
время он
выступает с
типичным
"power-trio",
исполняя
громогласный
блюз-рок.
Однако
виртуозное
владение
гитарой
позволяет
ему с
успехом
играть в
любом стиле.
Валерий
Белинов -
участник
многих
джазовых
фестивалей.
Исполнение
песни Бо
Дидли
"Смотря с
чем
сравнивать"
дает
возможность
высоко
оценить
способности
Валерия
Белинова не
только как
гитариста,
но и
аранжировщика
и продюсера
в студии.
14.
"ЛИГА БЛЮЗА"
- один из
признанных
лидеров
отечественной
блюзовой
сцены.
Концерты
коллектива,
возглавляемого
певцом
Николаем
Арутюновым,
в лучшие
годы
представляли
собой яркое
блюзовое
ревю, где
мог блеснуть
талантом
каждый из
участников
большого
ансамбля.
Через "Лигу
блюза"
прошли
многие
музыканты,
возглавляющие
теперь
собственные
проекты. И
невозможно
переоценить
результаты
деятельности
группы в
деле
пропаганды
блюза "в
массах".
Среди личных
достижений -
выступления
Николая
Арутюнова на
одной сцене
с Джонни
Коплэндом и
с Би Би
Кингом.
Исполнение
блюза на
русском
языке было
одной из тех
трудных
задач,
которые
ставила
перед собой
"Лига...", и
"Ты споешь
Hoochie
Coochie Man"
представляет
то сочетание
русско- и
англоязычного
блюза,
которое
столь
характерно
для
концертных
программ
группы.
Но это еще
не все...
Был год
1974,
обычные
танцульки в
рядовом
институтском
ДК. В
качестве
ревербератора
(скажем так,
приспособления
для
"задержки"
звука)
использовался
простенький
магнитофон-приставка
"Нота".
Пленка на
нем
прокручивалась
туда-обратно
уже десятки
раз,
осыпаясь,
истончаясь и
претерпевая
разнообразные
"механические
повреждения".
Но вот тот
концерт
почему-то
стал ее
последним.
Пленку
убрали в
коробку, и
на
антресолях
или в шкафах
она
пролежала
четверть
века, чудом
не
потерявшись
при
переездах.
Эту ленту
почти
случайно
извлекли на
свет и
прослушали,
когда
готовился к
выпуску
альбом "Я не
увижу
Миссисипи".
Техническое
качество
записи по
уже понятным
причинам -
жуткое, и
издавать ее
в таком виде
решились не
сразу. Но
послушайте:
нельзя не
поразиться
высочайшему
исполнительскому
уровню,
энергетическому
напору и
самостоятельности
творческих
идей
музыкантов
квартета
"Удачное
приобретение"!
Интересно,
отдавали ли
себе отчет
посетители
тех танцев,
что
присутствуют
на концерте
мирового
уровня? При
всем
техническом
убожестве
эта
фонограмма
выдерживает
сравнение с
"живыми"
записями,
например,
Grand Funk
Railroad,
группы,
довольно
близкой по
музыкальному
направлению.
И радостно,
и печально.
Радостно,
что хлипкая
эстрада тех
лет не была
единственным,
что можно
вспомнить.
Уже тогда мы
умели
играть, если
не мешали.
Печально,
что система
не давала
развиваться
молодому
року.
Запреты на
концерты
вели к
снесенным
публикой
дверям и
сломанным
стульям в
ДК. А это
уже не
прощалось
музыкантам...
Но
великолепное
"Удачное
приобретение"
выдержало
борьбу за
существование.
Существует и
теперь. А
уникальная
находка
четвертьвековой
выдержки
открывает
группу
"бонус-треков"
нашего
альбома.
Бонус-трек №
1
"УДАЧНОЕ
ПРИОБРЕТЕНИЕ"
-
"survivors"
московского
блюза. Эта
монозапись
1974 года,
происхождение
которой
описано
подробно
выше,
представляет
группу в
классическом
составе
квартета, в
самом
расцвете
молодых сил
ее
участников.
Бонус-трек №
2
"УМКА И
БРОНЕВИЧОК"
- гости
альбома -
представители
"хиппового"
блюза. В
отличие от
всех других
участников
пластинки,
эта группа
не считает
блюз своим
единственным
музыкальным
направлением.
И все же
включить их
песню в
альбом было
интересно,
хотя бы для
того, чтобы
корифеи
отечественного
блюза
призадумались,
может быть,
стремясь
соблюсти
форму, они
утратили
что-то из
области духа
блюза? Здесь
есть молодой
задор; здесь
слова сами
складываются
в песню;
здесь группа
играет
грязновато,
но не теряет
драйв! На
самом деле
такой блюз
имеет и
американские,
и
отечественные
корни. По
музыке это
очень близко
к тому, как
играли
блюз-рок
калифорнийские
команды во
времена
"власти
цветов". А
по
содержанию -
продолжает
гениально
придуманное
Майком
смешение
"нашенской"
бардовской
песни с
"ихними"
бугивужными
ритмами и
блюзовыми
нотами.
Губная
гармоника
Вовки
Кожекина не
даст
перепутать
блюз "Я
ненавижу
девочек" с
рок-н-роллом.
Бонус-трек №
3
МИХАИЛ
ПЕТРОВИЧ
СОКОЛОВ И
НИКОЛАЙ
ИВАНОВИЧ
САДИКОВ.
Давайте, я
просто
расскажу,
как это
было. Для
передачи
"Весь Этот
Блюз" мне
нужна была
"подкладка",
то есть
фоновая
музыка. И я
попросил
Петровича и
Колю, из
Blues Hammer
Band
наиграть мне
что-нибудь
вдвоем.
Просто для
фона.
По-быстрому...
Что
получилось -
без
комментариев.
Результат их
импровизации
служит
занавесом
альбома "Я
не увижу
Миссисипи".
Душевно
сыграно,
согласитесь...
Журнал
"Автозвук" №
12 / 1999