Артемий Троицкий (журнал "Music Box", номер 2(7) - 1997)
Удачное приобретение
и Алексей White Белов
Середина семидесятых для нынешних молодых людей -
времена практически былинные. Высоцкий и Джон Леннон
были живы, а будущие SEX PISTOLS еще не были знакомы
друг с другом. На виду тогда в столице было групп
двадцать, а популярных и того меньше. Две самые
модные группы назывались МАШИНА ВРЕМЕНИ и УДАЧНОЕ
ПРИОБРЕТЕНИЕ. Дружил я и с теми, и с другими,
концерты посещал исправно, но МАШИНУ ВРЕМЕНИ,
скорее, уважал, а УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, скорее,
любил.
Их было трое, вместе они играли с 1970 года и очень
правильно выглядели. Барабанщик Михаил "Петрович"
Соколов был не по годам лысоват, с ухоженными усами
и производил впечатление несомненного
ветерана-профессионала высшей пробы. Бас-гитарист
Владимир "Леонардыч" Матецкий, напротив, был
моложавым модником: всегда продуманно одет и
популярно причесан. Что до гитариста-вокалиста Лехи
"Уайта" Белова, то в противовес "профи" Петровичу и
"джентльмену" Леонардычу, он олицетворял собой
отвяз, беспредел и стихийный напор рок-н-ролла. На
гитаре он играл всем телом, а также лицом, вытворяя
чудеса мимики и жеста в эмоциональном порыве. Много
лет спустя, мы увидели живого Би Би Кинга,
отсмотрели видеозаписи других иностранных героев и
можно было только поразиться тому, насколько похожи
они были по пластике, энергетике, даже выражению
глаз. Леха Белов недостаточно владел английским
языком - но язык блюза он схватил на лету и
интуитивно овладел им в совершенстве. Да, "удачники"
играли блюз и были в этом отношении самой
последовательной группой в Москве: "хард", "арт" и
битловщина, доминировавшие в то время, на репертуаре
группы Белова отразились в минимальной степени. Но
сказать, что они играли чистый традиционный блюз
тоже было бы неверно. Сам Уайт определял стиль
ансамбля как "блюз-рок": сочетание черного
"городского" блюза (его чикагской разновидности) и
белого психоделического рока. Символично, что
настольной пластинкой у ПРИОБРЕТЕНИЯ стал
замечательный двойной альбом "Blues Jam at Chess",
где команда молодых английских блюзменов во главе с
Питером Грином играет в студии со сборной старых
чикагских мастеров.
Самая горячая группа в Москве, УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ
выступала довольно часто (в кафе, фойе, актовых
залах институтов, фабричных клубах и общежитиях) и
всегда при немыслимых аншлагах. Стас Намин,
единственный тогда "рокер в официозе", лишившись
своей группы, временно ангажировал Белова и
компанию: под вывеской "Группа Стаса Намина" они
записали несколько песен, в том числе хит "Старый
рояль" и собрали лауреатские звания на ряде
региональных фестивалей.
Во второй половине 70-х и стилистика, и состав
"удачников" стали раздаваться вширь. Музыка
сохранила ритм-энд-блюзовую основу, но стала сложнее
и разнообразнее: в репертуаре появились джаз-роковые
пьесы, сочинения Фрэнка Заппы и даже несколько
собственных вокальных (на английском) и
инструментальных композиций в таком же
"замороченном" плане. Новые музыканты: Алик Микоян -
акустическая гитара, гармоника, вокал, Алик "дедушка
Оглы" Гусейнов - сопрано-сакс, Игорь Саульский -
клавишные. Но при том, что группа была в прекрасной
форме и звучала все мощнее, интерес к ней начал
постепенно угасать. Связано это было с тем, что к
концу 70-х линия МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, главных
друзей-конкурентов УДАЧНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, стала явно
преобладать: родной язык и острые тексты теперь
волновали аудиторию больше, чем язык иностранный и
острая музыка - Сегодня Михаил Петрович Соколов
продолжает руководить столичными блюз-ансамблями,
Владимир Леонардыч Матецкий стал популярнейшим
композитором, автором сотен хитов, Алик Гусейнов
переквалифицировался в парикмахера и уехал жить в
США, Алик Микоян по-прежнему поет блюз, Игорь
Саульский занимается бизнесом в калифорнии. Наконец,
Леха Белов стал Беловым-старшим, а сын,
Белов-младший, играет с ним на клавишных в
группе..."Удачное приобретение". Диск этой группы мы
наконец получили в подарок. И это - удача.
Артемий Троицкий (журнал "Music Box", номер 2(7) -
1997)